Эскимосов религиозные представления

Эскимосов религиозные представления
   Азиатские эскимосы населяют вост. побережье Чукотки, о-в Врангеля. Численность в России 1,7 тыс. чел. (1989). Эскимосы живут также в США (35 тыс. чел.), Канаде (25 тыс. чел.), на о-ве Гренландия (45 тыс. чел.).
   Религ. представления близки к чукотским. Эскимосы одушевляли природу и ее явления, верили в благожелательных и вредоносных духов. Согласно их верованиям, существуют три осн. божества, или творца: владыка воздуха, хозяин вселенной Киягнык, владычица моря Седна, владычица земли Пинга. Духи представлялись в антропоморфном, реже зооморфном облике. Владычица моря - старая моржиха, живущая в хижине на дне океана. Сохранились мифологические предания о девушке, не желавшей выйти замуж и при разных обстоятельствах становящейся морской владычицей, прародительницей людей и животных. В каждом из миров существовало множество др. духов. Злые духи тунгат представлялись существами самых фантастических форм. Самым жестоким духом был подземный дух Нунам йо. Амулеты (личные и семейные), татуировка и рисунки охрой и графитом на лице защищали от злых духов, болезней, помогали в промыслах.
   У эскимосов были развиты культы косатки, кита, ворона, волка, паука. Время проведения промысловых обрядовпраздников соответствовало сезонности осн. хозяйственных занятий: напр., праздникобряд Атыгак (первый спуск байдары на лед) проводился в кон. мая нач. июня; праздник-обряд Наскуныхкылык (праздник клыков) проводился в июле, когда прекращалась охота на моржей вдоль берега из-за начавшихся штормов, и т. д. Их смысл состоял в благодарности за удачную охоту и испрашивании богатой добычи в будущем промысловом сезоне. Составными элементами праздников были жертвоприношения хозяевам моря, тундры, коллективная трапеза дружбы, обмен подарками, элементы драматических представлений и плясок.
   Шаманами (алигналгит) могли быть и мужчины, и женщины, но шаманки считались более сильными. Были известны вредоносные шаманы. Гл. шаманом селения был шаман из общины хозяев поселка (земли) нуналык. Шаманы камлали в яранге голыми по пояс. Шаманские заговоры играли большую роль для изгнания болезней, удачного возвращения на берег охотников, унесенных на льдине, во время долгих охотничьих неудач и др. (см. Шаманизм).
   Старинный способ захоронения в каменистых осыпях. Труп оставляли на поверхности земли в кругу из камней. Тело анатомировали с целью узнать причину смерти. Если причина была ясна, вскрытия не делали. Традиционный обряд погребения изменился уже к нач. 20 в. Исчезли обычаи вскрытия и очищения тела, разрезания на части одежды, упростился сложный ритуал «праздник кормления мертвых» (Ахысахтук), проводившийся ежегодно в сент. нач. окт. Эскимосы мало подверглись христианизации (в нач. 20 в. к ним проникали миссионеры из Америки) и сегодня продолжают сохранять в пережиточной форме анимистические верования и промысловые культы.
   А.А. Сирина

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Эскимосов религиозные представления" в других словарях:

  • АРКТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ — языческие верования народов, населяющих приполярные области Евразии и Сев. Америки. Считается, что первые люди пришли в Арктику вслед за отступившим ледником. Позднее появились лопари (саамы), энцы, нганасаны, юкагиры, чукчи, коряки, эскимосы и… …   Православная энциклопедия

  • Борьба с инакомыслием в истории русской церкви — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Борьба с инакомыслием в истории русской православной церкви — «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Борьба с естествознанием в России — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви — «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Духовная цензура в России — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Русская Церковь и наука — Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 Григорий Григорьевич Мясоедов Содержание 1 В Древней Руси, после принятия христианства …   Википедия

  • Дикари — название, придаваемое некультурным, или так наз. первобытным, народам, как нем. Wilde или франц. sauvages, и соединявшееся с представлением о лесном человеке (Homo sylvestris), живущем не обществами, а в одиночку или небольшими семьями,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сотворение мира — Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в. У этого термина существуют и другие значения, см …   Википедия

  • ШАМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно поэтической, фольклорной традиции. Центральная фигура Ш. м. шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»